Главная    Лечебные направления    Медицинская библиотека    Контакты

Главная Дерматология Виды и симптомы медикаментозного дерматита (лекарственной сыпи)

Виды и симптомы медикаментозного дерматита (лекарственной сыпи)

Клиническая картина

Лекарственная сыпь варьирует от слабых высыпаний до эпидермального некролиза. Заболевание может начаться сразу после воздействия (например, крапивница, отек Квинке от пенициллина) или с задержкой в несколько часов, дней (кореподобная или макуло-папулезная сыпь от пенициллина, сульфаниламидов), даже лет (шелушение или пигментация от мышьяка). Высыпания могут быть локализованными (фиксированная лекарственная сыпь, изъязвления в ротовой полости, дерматит на подвергающихся воздействию света участках), но часто встречаются генерализованные поражения.

Некоторые лекарственные препараты вызывают характерные высыпания, однако аллергические реакции могут имитировать практически любой дерматоз. Ниже перечислены наиболее часто встречающиеся типы высыпаний и основные факторы, их вызывающие. Как правило, самой вероятной причиной являются препараты, которые больной начал принимать последними, тем не менее следует проверять и те, которые применялись им длительно.

Крапивница (пенициллин, аспирин, тартразин) легко узнаваема по типичным четко очерченным отечным волдырям.

Кореподобные или макуло-папулезные высыпания (почти любой лекарственный препарат, особенно барбитураты, сульфаниламиды, ампициллин и другие антибиотики) варьируют по внешнему виду от мелких пятен, напоминающих коревую сыпь, до бляшек, характерных для розового лишая.

Кожно-слизистые высыпания (пенициллин; барбитураты; сульфаниламиды и их производные, применяемые при гипертензии и сахарном диабете) варьируют от немногочисленных мелких пузырьков в ротовой полости или высыпаний на коже, напоминающих крапивницу, до болезненных изъязвлений во рту и широко распространенных буллезных высыпаний на коже (см. ниже о многоформной эритеме и синдроме Стивенса-Джонсона).

Угреподобные высыпания (кортикостероиды, иодиды, бромиды, гидантоины) похожи на угревую сыпь, но отличаются от нее отсутствием комедонов и тем, что обычно возникают внезапно.

Токсический эпидермальный некролиз (барбитураты, гидантоины, пенициллин, сульфаниламиды) характеризуется обширными участками легко отслаивающегося эпидермиса, придающего коже вид обожженной (см. ниже). Возможен смертельный исход. При ослабленной иммунной системе, а также у грудных и маленьких детей аналогичное состояние вызывается стафилококковой инфекцией.

Эксфолиативный дерматит (пенициллин, сульфаниламиды) характеризуется гиперемией, шелушением и утолщением всей кожи. Возможен смертельный исход.

Высыпания, связанные с фотосенсибилизацией (фенотиазины, тетрациклины, сульфаниламиды, хлортиазид, искусственные подслащивающие вещества), имеют вид дерматита или серо-голубой гиперпигментации (фенотиазины, миноциклин) и возникают под действием солнечного света.

Фиксированная лекарственная сыпь (фенолфталеин, тетрациклин, сульфаниламиды) часто имеет вид изолированных, хорошо отграниченных темно-красных или лиловых высыпаний на коже и слизистых (особенно половых органов), появляющихся в одних и тех же местах всякий раз при приеме данного препарата.

Лихеноидные высыпания (противомалярийные препараты, золото, хлорпромазин, тиазиды) представлены полигональными папулами, сливающимися в шелушащиеся пятна.

Пурпурозные высыпания (хлортиазид, мепробамат, антикоагулянты) - не исчезающие при надавливании лиловые или красноватые пятна разной величины, обычно мелкие. Чаще всего они появляются на нижних конечностях, но могут возникать в любом месте и указывать на более серьезное заболевание - геморрагический васкулит.

Узловатая эритема (сульфаниламиды, оральные контрацептивы, иодиды, бромиды) описана ниже в этой главе.

Ред. Н. Алипов

"Виды и симптомы медикаментозного дерматита (лекарственной сыпи)" - статья из раздела Дерматология

Читайте также в этом разделе: