Главная    Лечебные направления    Медицинская библиотека    Контакты

Главная Гепатология Желтуха, сыпь после приема лекарств и другие проявления лекарственного гепатита

Желтуха, сыпь после приема лекарств и другие проявления лекарственного гепатита

Проявления лекарственного гепатита могут напоминать острый вирусный гепатит или обструкцию внепеченочных желчных протоков. Исходом лекарственного гепатита могут быть хронический гепатит, цирроз печени, гранулематозный гепатит и даже злокачественные новообразования.

Поскольку лекарственный гепатит часто бывает тяжелым и застает врача врасплох, во всех случаях желтухи и изменений биохимических показателей функции печени следует собирать любую возможную информацию о препаратах, которые когда-либо принимал больной, в том числе о безрецептурных средствах, лекарственных травах, витаминах и пищевых добавках. Следует также спросить больного, не принимал ли он препараты, назначенные другим членам семьи. В большинстве случаев лекарственный гепатит развивается по прошествии нескольких месяцев приема препарата, но клинические признаки могут появиться позже, иногда через год и более.

Лекарственный гепатит иногда сопровождается внепеченочными проявлениями. Эти проявления встречаются и при других заболеваниях печени, поэтому их наличие или отсутствие не может служить диагностическим критерием. Так, сыпь, артралгия и лихорадка могут встречаться и при лекарственном, и при вирусном гепатите. Эозинофилия, которая обычно подтверждает аллергию к препарату, выявляется не всегда.

Врачи должны быть осведомлены о гепатотоксическом действии широко применяемых лекарственных средств и с осторожностью относиться к менее известным и новым препаратам. При выявлении поражения печени отменяют все препараты, кроме тех, без которых обойтись невозможно.

Улучшение состояния после отмены препарата характерно для лекарственного гепатита, но не может быть диагностическим критерием, поэтому больного все равно обследуют, чтобы исключить другие причины поражения печени. Повторное назначение препарата подвергает жизнь больного опасности и редко бывает оправдано. В тех случаях, когда препарат крайне важен и не может быть заменен другим, необходимо получить письменное согласие больного.

После отмены препарата необходимо следить за биохимическими показателями функции печени. У многих больных уже через несколько дней улучшается состояние и нормализуются лабораторные показатели. Однако после отмены некоторых препаратов поражение печени продолжает прогрессировать; в большинстве случаев рано или поздно наступает улучшение, но иногда дело заканчивается острой печеночной недостаточностью. Если симптомы не исчезли через несколько дней после отмены препарата или продолжают нарастать, врач должен задуматься, не пропустил ли он какое-то другое заболевание печени.

Лекарственное поражение печени следует отличать от легкого преходящего бессимптомного повышения активности аминотрансфераз. Некоторые препараты различных фармакологических групп в первые недели лечения вызывают двух-трехкратное повышение активности аминотрансфераз у 15% больных. Это приспособительная реакция, которая не предвещает токсического поражения печени.

При бессимптомном изменении биохимических показателей лечение можно продолжить в следующих случаях:

  • если это действительно необходимо;
  • если при регулярном измерении активность ферментов превышает верхнюю границу нормы не более чем втрое;
  • если у больного не развиваются симптомы гепатотоксического действия препарата.

Когда эти условия не выполняются, прием препарата следует немедленно прекратить.

Проф. Д. Нобель

"Желтуха, сыпь после приема лекарств и другие проявления лекарственного гепатита" - статья из раздела Гепатология

Дополнительная информация: